Низкие частоты улучшают восприятие музыки, кино. Они не только слышатся, но и ощущаются всем телом, добавляя реалистичности, усиливая эффект погружения. Обычные колонки не могут полноценно воспроизвести басы. Конструктивно невозможно создать такие динамики, которые качественно бы воспроизводили одновременно все диапазоны частот. Поэтому существует такой тип устройств, как сабвуферы. Они созданы таким образом, чтобы генерировать низкие частоты хорошего качества.
Что такое сабвуфер, зачем он нужен
Акустическое устройство, способное создавать звук частотой от 20 до 120 Гц, называется сабвуфером. Он представляет собой электромеханический аппарат, который превращает электрические сигналы в движения диффузора и затем в акустические сигналы. Чтобы генерировать басы, применяются особые динамики — низкочастотные. Их отличает высокая мощность и такое свойство, как подавление друг друга звуковыми волнами, выходящими спереди и сзади.
Корпус изготавливают так, чтобы «задние» волны поглощались стенками сабвуфера. А та их часть, которая отражается, усиливала бы основной поток. Внутренняя часть ящика, в котором установлен динамик или динамики саба, оклеивают звукопоглощающими материалами. Все детали корпуса должны крепко держаться и должны быть хорошо пригнаны, чтобы не было щелей, не возникало посторонних вибраций или дребезжания.
Чем полезен сабвуфер:
- Делает прослушивание музыки и просмотр кино по-настоящему полноценным. Сцены отображаются более полно. Звук приобретает объём, насыщенность.
- Позволяет прослушивать басовые мелодии на большой громкости без дефектов. На обычных колонках басы вызывают вибрации, те дребезжат, вносят искажения.
- Снижает нагрузку на усилитель. Басы забирают львиную долю мощности у оборудования. Эта проблема решается, если применяют активный сабвуфер. У него есть собственный усилитель, специально приспособленный для работы с низкими частотами.
- При использовании саба звук всей системы станет лучше. Ведь теперь басы отделены от основного потока, и обычные динамики не будут перетруждаться, стараясь воспроизвести несвойственный им диапазон.
Есть хороший способ проверить акустическую систему и то, как она справляется с различными частотными диапазонами. Нужно поставить запись, в которой последовательно проигрываются все частоты спектра. Если в каких-то частях записи тишина, значит там расположены частоты, которые ваша акустика не может воспроизвести. Обычные домашние колонки дают звук при 50-80 Гц, а низкочастотные устройства – с 20-30 Гц.
Конструкция
Чтобы сделать колонки, которые могут воспроизводить все частоты, их выполняют многополосными. В один корпус ставят маленький динамик для высоких частот, чуть больший для средних, и, последним, монтируют басовый динамик. Устройства могут воспроизводить широкий диапазон в хорошем качестве. Но даже многополосная система не в состоянии продемонстрировать некоторые виды басов. Поэтому и существуют вспомогательные аппараты, такие как сабвуферы. Так как направление на бас человеческие уши выделить не в состоянии, то сабвуфер используют только один.
Диапазоны частот сабов:
- от 20 до 40 Гц — это глубокие басы;
- от 40 до 80 — средние;
- от 80 до 160 — высокие.
Частоты, которые может воспроизвести саб, соотносятся с размером его диффузора. Чем он больше, тем естественнее звучание, но ниже динамика, снижается качество при проигрывании быстрых партий. Популярные модели низкочастотных колонок справляются только со средними и высокими басами. Глубокие доступны только дорогим сабвуферам, которые выбирают только продвинутые меломаны. Для прослушивания музыки или просмотра фильмов подойдут и более доступные модели. Тем более не надо приобретать и ставить громоздкое устройство в автомобиль.
Закрытый ящик
Лучший сабвуфер для прослушивания музыки. Увеличивает диапазон акустических устройств, добавляя приятный для слуха мягкий бас. Звук, который он выдаёт, отличается стабильностью и качеством. На нём хорошо слушать классику и спокойную музыку разных жанров. Оно занимает относительно немного места и хорошо входит в салон машины. К недостаткам можно отнести мощность, меньшую, чем у других конструкций.
Фазоинвертор
Один из самых популярных типов сабвуферов. Его конструкция — труба, встроенная в ящик. Проектируя фазоинвертор, размер трубы — её длину и диаметр — выбирают по характеристикам динамика, размеру ящика, частотам, на которых работает устройство.
Принцип работы устройства таков, что волны, отраженные от задней поверхности ящика, меняют свою фазу и складываются с тем звуком, который идёт вперёд. Это даёт удвоенный эффект, ощутимо повышая КПД установки.
Плюсы конструкции: высокий КПД, широкий диапазон частот. Фазоинвертор увеличивает качество звучания на низких частотах и даёт на 3 децибела больше, чем аналогичная закрытая установка. Устройства хорошо подходят для динамичных, ярких жанров, для мощной танцевальной музыки, для просмотра кино, видеороликов.
Пассивный излучатель
Конструктивно представляет собой фазоинвертор, где вместо простого отверстия используется диффузор. Движение диффузора достигается за счёт давления воздуха в трубе, которое, в свою очередь, вызвано работой ещё одного активного динамика. Пассивный излучатель — компактная конструкция, поэтому её часто монтируют в автомобили. Удобно, когда, отдав совсем немного места под сабвуфер, можно ощутимо расширить диапазон частот. Получая мощные сочные басы, акустическая система может создавать впечатляющие музыкальные эффекты.
Бандпасс
Конструкция, в которой динамик находится внутри корпуса. Его ставят в панель, которая делит ящик на две части. Существуют бэндпассы с трубками, как у фазоинверторов, а также с числом камер большим двух — есть устройства на три, на четыре камеры, с использованием диффузоров, дополнительных динамиков и другие. Плюсы системы — самый большой КПД среди всех конструкций, естественный фильтр низких частот, динамик хорошо защищён от любых посторонних воздействий.
Открытый корпус
Чтобы добиться эффектного звучания, часто применяют саб с открытым корпусом. В нём от самого устройства остаётся только передняя панель, со смонтированным на неё динамиком. Такого типа саб ставят в заднюю полку машины, и здесь роль короба выполняет багажник. Обязательные требования: полка должна держаться надёжно, прочно. Не должно быть щелей, которые пропускают звук в противофазе.
В чем разница между активными и пассивными сабвуферами
Разница между активными и пассивными сабвуферами заключает в наличии усилителя. Если его нет, и устройство представляет собой просто корпус с вмонтированными динамиками, то такой аппарат называется пассивным. Чтобы он работал, необходимо между ним и источником звука устанавливать усилитель сигнала. У активного саба есть собственный усилитель, встроен блок настройки громкости, есть регулировка уровня баса и частоты. Такие настройки помогают лучше совмещать активную систему с источниками звука.
Активный саб может оказаться дешевле, чем пассивный и необходимый для него усилитель. Но если в источнике звукового сигнала усилитель уже предусмотрен, то удастся сэкономить. Активные системы более универсальны и могут использоваться в любой акустической системе. Пассивные хороши тем, что можно подобрать и динамики, и усилитель так, что они будут вместе с проигрывателем звучать практически идеально.
Сабвуфер в автомобиль
Низкочастотную акустику в автомобиль отбирают по характеристикам:
- Мощность. Есть пиковая — дает наибольший уровень звука. В таком режиме система отработает всего несколько минут. Есть номинальная — такая, на которой акустика может работать долго. Характеристика указывает на то, сколько энергии забирает система. Нужны модели, которые потребляют немного энергии, но звучание дают громкое.
- Чувствительность. Характеристика, связанная с громкостью. Чем выше чувствительность, тем больший ход у диффузора, тем большей громкости можно добиться.
- Сопротивление. Если ошибиться в данном параметре, то возможны искажения звука и даже перегрев оборудования. Среднее значение сопротивления для автомобильных колонок — 4 Ом.
- Габариты. Чем меньше саб, тем проще его расположить в багажнике. Однако, оборудование будет выдавать менее мощные и сочные басы. Оптимальный размер сабвуфера для автомобиля — 12 дюймов.
- Корпус саба не должен дребезжать. Он герметичен и обладает свойством поглощения звука. Существует два типа корпусов — МДФ и пластик. МДФ по всем параметрам, кроме веса, оказывается лучше. Иногда применяются фанера, ДСП или даже металл. Из этих материалов имеет смысл приобретать ДСП — он лучше, чем другие, обеспечивает жёсткость и звукопоглощение.
Приобретая саб, нужно внимательно изучить характеристики. В зависимости от типа салона можно взять либо устройство с большей чувствительностью, если салон большой и шумный — тогда нужна высокая громкость. Либо можно предпочесть менее мощный, но более компактный саб, который легко будет разместить в маленьком салоне, и уровня звука которого с лихвой хватит для небольшого пространства.
Отличия автомобильных сабвуферов от домашних
Все типы сабвуферов — активные, пассивные, годятся и для дома, и для автомобиля. Но если обычное бытовое устройство может быть любых размеров, то к автомобильным предъявляется несколько дополнительных требований. Габариты должны быть таким, чтобы звуковое оборудование поместилось в салон и занимало там совсем немного места. В машине сабвуферы подвергаются действию динамических нагрузок, поэтому они должны быть более прочными, чем обычные домашние модели. В автомобиле часто бывает повышенный уровень влаги, поэтому потребуется устойчивость к её действию. В автомобиле более шумно, чем в доме, поэтому, чтобы музыка была хорошо слышна, надо ставить динамики повышенной мощности.
Преимущества сабвуферов для авто в Global Tuning
Приобретайте сабвуферы в Global Tuning. У нас надежное оборудование, низкие цены, быстрая доставка — везём в любой город России. Позвоните и получите консультацию у сотрудников компании. Мы поможем найти модель, подходящую по характеристикам, объясним всё, что касается оплаты и доставки. Нужен хороший сабвуфер в машину? Заказывайте в нашем онлайн-магазине.